Портрет Неизвестного

Портрет Неизвестного

В сентябре 2017 года в музее открылась выставка «Космонавтика в портретах», которая вызвала неподдельный интерес посетителей. Но наступило время закрытия, портреты сняли и отправили в хранилище. При раскантовке портрета академика Михаила Янгеля работы Петра Бенделя неожиданно был обнаружен ещё один портрет.

Коллекция графических портретов известных деятелей космонавтики широко представлена в нашем музее очень известными художниками: Анатолием Яр-Кравченко, Борисом Смертиным, Юрием Походаевым, Олегом Закоморным, Петром Бенделем и многими другими.

Определить, кто изображён, не удалось. Судя по биографии художника, а она была очень насыщена разными событиями и встречами, это может быть человек и науки, и искусства, и самый обычный человек. Как этот портрет оказался подложкой к портрету академика Янгеля, неизвестно. Можно строить только предположения. Портрет был закуплен у автора в 1986 году. Про второй портрет художник не упомянул.

Может быть, некоторые факты биографии художника помогут нам в наших поисках.

Бендель Пётр Эмильевич (1905-1989), человек с трудной и удивительной судьбой

Архивные документы пока недоступны для прочтения, поэтому биография Бенделя местами «легендарна».

Его отец, Эмиль Сигизмундович, был известным фотографом, художником, получившим образование в Мюнхене и Париже. Владелец фотоателье на Кузнецком мосту в Москве и член русского фотографического общества. Сын тоже начинал обучение за границей, но в 1924 году семья вернулась в Москву, где Пётр продолжил занятия в частных студиях у известных советских художников Фёдора Рерберга и Дмитрия Кардовского. Увлечение отца фотографией передалось и ему, поэтому с началом войны Пётр Бендель был отправлен (или попросился сам), на фронт военным фотокорреспондентом. В 1942 году попал в плен под Вязьмой.

Петр Эмильевич Бендель не отличался ни здоровьем, ни крепкой физической подготовкой, ни силой характера. Но он был талантливейшим художником. В плену рисовал немецких офицеров – поэтому в лагере его не расстреляли. Арестован в 1945 году.

За что? Здесь вступает в «разговор» её величество легенда: мол, Бендель оказался на нарах из-за портрета Сталина, который был им выполнен в технике сухой кисти. К очередной годовщине Октябрьской революции художник написал портрет Сталина на внушительном десятиметровом холсте, сшитом из восьми кусков материи. Ноябрь был дождливый, и во время праздника проступили швы, напоминающие решетку. Бдительные органы в этом увидели скрытый намек. По их разумению, художник поместил за решетку самого Сталина. Такое не могло остаться незамеченным и потянуло на «антисоветскую агитацию».

В архиве мест заключений есть учётная карточка: «Бендель Пётр Эмильевич, 1905 г. р., Москва, еврей, образование высшее, член ВКПб, художник. Работал у немцев. Осуждён Военным трибуналом 16 апреля 1945 года по статье 58–1б УК РСФСР на десять лет лагерей и на 5 лет поражения в правах».

Попав в лагерь, он огрызком карандаша рисовал товарищей по несчастью и охранников, за что последние давали художнику кусок хлеба, а то и махорку, ценившуюся за проволокой не меньше, чем хлеб. Один из портретов, нарисованный на картонке папиросной коробки, произвёл особенное впечатление на вольнонаёмных. О Бенделе заговорили, попытались пристроить в культурно-воспитательную часть при лагерном клубе. И тут-то напал на его след Борис Мордвинов, (Борис Аркадьевич Шефтель 1899-1953), главный режиссёр воркутинского лагерного театра, и художника перевели к нему. Бендель остро чувствовал сцену, был образованным человеком и очень быстро стал блестящим театральным художником. Интересно, что после освобождения он не порвал со сценой, в частности, в Республиканском Драматическом театре Коми АССР в 1955 году блестяще оформил национальную комедию «Сельские вечера».

Пётр Эмильевич проработал в воркутинском лагерном театре по 1953 год, «обрисовал» массу спектаклей, оставил для истории портреты многих артистов, других воркутян, а также, в последующие годы, — жителей Коми края. Его рисунки и картины находятся в воркутинском и республиканском краеведческих музеях, в личных коллекциях, в музеях театров Москвы. Прекрасным собранием рисунков Бенделя обладал народный артист СССР Николай Акимов, художник и главный режиссёр Ленинградского театра комедии. Бережно хранят его работы семейные архивы бывших узников Воркутлага.
Расставшись с Коми, Пётр Эмильевич вернулся в Москву. Работал в журнале «Огонёк», в театрах. Был востребован как прекраснейший график, создавал почтовые марки, художественные конверты. В частности, им оформлены марки к юбилеям Героев Советского Союза Николая Кузнецова (1966) и Анны Морозовой (1966), турецкого поэта Назыма Хикмета (1982), академика Бориса Петрова (1983).

В 1987 году, к 80-летию со дня рождения конструктора Сергея Павловича Королёва, Бендель разрабатывает художественную карточку и одновременно пишет портрет академика.

Автор: Людмила Мамонтова, специалист по учёту музейных предметов I категории Музея космонавтики